Жители Латвии стали жертвой марша популизма, расхаживающего по Европе. Они не первые и, надо полагать, не последние. Финны боятся испортить отношения с Россией — и не голосуют за вступление в НАТО. Итальянские фермеры не понимают, почему они должны страдать из-за санкций — и выбирают правительство, в котором глава МВД называет украинскую Революцию достоинства «фейком» и прямо одобряет аннексию Крыма. Французы чуть не выбрали Ле Пен, которая открыто взяла у Путина 45 миллионов евро. Немцы возмущаются антироссийскими мерами США из-за химатаки в Солсбери, ссылаясь на то, что юридически ответственность российской разведки якобы не доказана. Неудивительно, что при таком уровне дискуссии «Альтернатива для Германии» вышла на второе место по популярности: глядишь — и Меркель сметут, а там и до обсуждений смягчения антикремлевских санкций недалеко. Английский истеблишмент, упершийся в «волю народа» по Брекзиту как баран в ворота, тоже играет на руку прокремлевскому популизму: вместо того, чтобы дать электорату уроки просвещения и рассказать о губительности такого выбора, британские власти делают все, чтобы угодить бестолковому капризу народных масс. Чехи выбирают Земана, несмотря на практически прямые доказательства его участия в грязных схемах Москвы. Ультраправые, занявшие третье место (вздыхаем с облегчением, что не первое!) на сентябрьских шведских выборах — еще один признак кризиса европейской демократии. Венгерский Орбан и его сторонники, обвиняющие Сороса в провоцировании миграционного кризиса (в котором виноват на самом деле Путин из-за бомбежек в Сирии) — это вообще нечто запредельное: такому правительству не место в Евросоюзе, и Европарламент недавно прямо намекнул Будапешту на этот факт. Австрийская глава МИД пляшет с Путиным на собственной свадьбе так, словно устраивает демонический бал на костях тех, кто погиб во имя победы человечности над людоедством — что может быть откровеннее этой симпатии к дьяволу, венчающей гибель европейского единства, которое капитулировало перед путинской ухмылкой «гибридной демократии»?
И все они — все эти евроскептики, вещающие про преимущества национализма перед концепцией ЕС (то есть преимущества кровавого пережитка прошлого столетия перед глобализмом, который принес мир и процветание на западные земли) — все они, конечно же, за сближение с Кремлем и, особенно, с его нефтегазовой трубой.
Что происходит? Предварительный ответ: слабость действующих европейских лидеров, которые неспособны открыто рассказать соотечественникам, почему единство перед лицом угрозы диктатур — это стратегически более важная задача, чем сиюминутные интересы вроде роста ВВП и сохранения «русских школ», которые сейчас закрывают в Латвии в целях борьбы с «русским миром» (по выражению латвийского министра образования).
Я не морализаторствую и не учу другие народы «правильному голосованию». Я просто напоминаю, что сам — вместе со своей семьей и десятками тысяч других эмигрантов — покинул ту самую страну, где идею правового государства и либерализма однажды (примерно в начале 2000-х) продали ради дешевого хлеба, недорогой коммуналки и присказки под названием «лишь бы не было войны». В итоге не получили ни того, ни другого.
Поддержать проект:
PayPal:
Webmoney (рубли): R426908583431
Webmoney (доллары): Z153314657869
You must be logged in to post a comment.